В современном цифровом мире данные — это ключевой ресурс для принятия бизнес-решений. Ценную информацию о поведении пользователей в интернете компаниям предоставляют веб-аналитики. Они играют важную роль в оптимизации онлайн-присутствия бизнеса. Чем занимается веб-аналитик, какими навыками и знаниями он должен обладать и как стать профессионалом в этой сфере — далее в статье.
Веб-аналитик — кто это?
Веб-аналитик — это специалист, который исследует, как работает онлайн-платформа, сравнивает ее с другими аналогичными, выделяет сильные и слабые стороны, а также предлагает стратегии, как можно оптимизировать работу сайта или мобильного приложения. Кроме того, в его функционал может входить анализ поведения посетителей. Веб-аналитики работают в тандеме с маркетологами и техническими специалистами и решают задачи развития онлайн-проектов.
Ключевая задача веб-аналитика — оптимизировать работу сайта или мобильного приложения. С этой целью специалист собирает информацию обо всех недостатках платформы. Анализируя полученные данные, он разрабатывает стратегии по совершенствованию работы ресурса. И предоставляет конкретные предложения по улучшению эффективности коллегам (разработчикам, маркетологам, контент-мейкерам и другим профильным экспертам).
Также веб-аналитик — это специалист, занимающийся сбором и интерпретацией данных о поведении аудитории веб-ресурса или пользователей мобильного приложения.
Что входит в обязанности
Спектр задач напрямую зависит от квалификации. В этой сфере выделяют три категории: начинающий специалист (Junior), специалист среднего звена (Middle) и эксперт высшего уровня (Senior).
Обязанности Junior
У начинающего специалиста мало практического опыта, но он умеет работать с основными инструментами аналитики, такими как Google Analytics. Он свободно ориентируется в стандартных отчетах и может настраивать цели.
Основные обязанности веб-аналитика уровня Junior включают:
- Настройку счетчиков и целей.
- Сбор статистических данных и формирование на их основе аналитических отчетов.
- Создание визуализаций отчетов с использованием специализированных аналитических сервисов.
- Подготовку и предоставление выборки данных по запросам коллег из других подразделений.
Также джун может разрабатывать технические задания для смежных экспертов.
Обязанности Middle
Специалист среднего звена выполняет более сложные задачи, чем Junior:
- Проводит углубленный анализ данных, используя как стандартные системы, так и специальные инструменты.
- Владеет навыками составления SQL-запросов и умеет работать с необработанными массивами данных.
- Проводит А/В-тестирования с использованием таких инструментов, как Adobe Target и Google Optimize.
Также веб-аналитик умеет вычислять и интерпретировать ключевые метрики, значимые не только для оценки эффективности сайтов или приложений, но и для общих бизнес-процессов компании.
Обязанности Senior
Чтобы стать веб-аналитиком такого уровня, обычно требуется от 3 до 5 лет интенсивной практики и непрерывного профессионального развития. Senior не только в совершенстве владеет инструментами анализа, но и знает несколько языков программирования, что позволяет ему решать нестандартные и сложные задачи. К примеру, он способен настроить интеграцию данных между CRM-системой и аналитическими платформами для реализации сквозной аналитики.
Необходимые навыки
Теперь, когда мы разобрались, чем занимается веб-аналитик, расскажем, что требуется для того, чтобы стать хорошим специалистом. Сразу подчеркнем, что нужно обладать как профессиональными навыками, так и личными качествами — определенными hard и soft skills. Рассмотрим их подробнее.
Софт скилз
Эффективно выполнять свою работу веб-аналитику позволяют следующие качества:
- Внимательность. Эта черта крайне важна для работы с большими объемами данных. От эксперта требуется замечать мельчайшие детали в статистике, которые могут указывать на значимые проблемы.
- Усидчивость. Анализ данных требует длительной концентрации и способности работать с однообразной информацией в течение продолжительного времени. Обладая этим навыком, аналитик сайтов сможет глубоко погружаться в данные и находить неочевидные закономерности.
- Коммуникабельность. Хотя этот специалист много времени проводит с цифрами, умение эффективно общаться — критически важный навык. Профессия веб-аналитик предполагает тесное сотрудничество с коллегами из других отделов. Специалист должен уметь ясно и доступно доносить до них важную информацию.
Еще одно ключевое качество, которое важно для профессии, — это аналитическое мышление.
Хард скилз
Web-аналитик — это специалист, который должен уметь работать с различными инструментами. Рассмотрим основные из них.
Аналитические платформы
Инструмент, с которым наиболее часто работает специалист, — Google Analytics.
Это основной источник данных для анализа, который помогает решать различные бизнес-задачи. Например, с помощью Google Analytics можно выяснить, какой из различных рекламных каналов наиболее эффективный. И отключить те, которые приносят наименьшее количество конверсий, тем самым оптимизировав рекламный бюджет. Также с помощью этого сервиса можно настраивать сквозную аналитику, которая отслеживает весь путь клиента вплоть до совершения покупки.
Электронные таблицы
Крупные компании, как правило, используют специализированные BI-системы для хранения и анализа данных. Но во многих частных организациях предпочтение отдают Google или Excel Таблицам. Поэтому от веб-аналитика требуется умение работать с ними. А именно экспортировать данные из Google Analytics в эти таблицы, а затем сегментировать и анализировать полученную информацию.
SQL и управление базами данных
Для хранения данных клиентов многие компании используют реляционные базы. Для работы с ними наиболее часто используется инструмент DBeaver. Веб-аналитик должен уметь работать с ним, а также владеть языком SQL.
Python и R
Еще одно требование к веб-специалисту — это базовое знание языков программирования Python и R. Это необходимо для того, чтобы работать с нетипичными источниками данных и более глубоко анализировать информацию без специализированного ПО.
BI-системы и инструменты визуализации
Чтобы получать отчеты в виде наглядных визуальных схем, от специалиста требуется навык работы с BI-системами. Это необходимо, чтобы, к примеру, подготовить отчет по продажам определенного товара с разбивкой клиентов по полу и сумме заказа. Кроме полноценных BI-систем, можно использовать более простые инструменты визуализации. Например, FineBI, Apache Superset и другие.
CRM-системы
Это второй ключевой источник информации. CRM-системы собирают данные о клиентах, недоступные автоматизированным аналитическим сервисам. К примеру, информацию о фактически выкупленных заказах. Сопоставление данных из разных источников позволяет выявить скрытые проблемы в бизнес-процессах. Поэтому важно, чтобы аналитик понимал, как работать с CRM-системами.
Также важно, чтобы у специалиста было глубокое понимание маркетинговых стратегий и бизнес-процессов в целом. Это позволит ему выявлять связь между изменениями метрик и реальной ситуацией, а также прогнозировать влияние бизнес-решений на отслеживаемые показатели.
За и против
Любая профессия имеет как положительные стороны, так и подводные камни. Разберем их для веб-аналитика.
Преимущества
Начнем с хорошего. Важные преимущества:
- высокий спрос на рынке труда;
- относительно низкая конкуренция;
- достойная оплата.
Для успеха практически любого бизнеса важно управлять аналитическими данными, потому эта профессия действительно очень востребована. При этом на рынке не хватает квалифицированных специалистов. И при наличии необходимых навыков и знаний аналитик может рассчитывать на довольно высокий оклад.
Еще один важный плюс — это возможность освоить профессию самостоятельно. Об этом мы поговорим детальнее далее. Также для многих плюсом будет возможность удаленной работы и гибкий график.
Недостатки
Но и минусы также есть. В первую очередь это высокий уровень ответственности. Решения, которые принимает веб-аналитик, напрямую влияют на успех продвижения компании.
Также минусом можно назвать необходимость постоянно обучаться из-за быстро меняющихся инструментов и тенденций в сфере. Кроме этого, профессия веб-аналитик требует усидчивости, и вряд ли подойдет творческим личностям, которые не любят рутины.
Насколько востребована профессия
Веб-аналитик — это специалист, чьи услуги актуальны для всех компаний, имеющих сайт или мобильное приложение. Поэтому ошибочно полагать, что он может работать только в IT-индустрии или маркетинговом секторе. На самом деле профессия востребована практически во всех сферах.
Но нужно помнить об особенностях работы в разных компаниях. Например, на крупных предприятиях, как правило, есть целые отделы веб-аналитики. В них предусмотрено четкое разделение обязанностей между специалистами разного уровня. В то время как в малом бизнесе веб-аналитик считается универсальным специалистом, который отвечает за все аспекты анализа онлайн-данных. В целом обязанности зависят от конкретных потребностей и ресурсов компании.
Как получить специальность
Сразу скажем, что веб-аналитик — не та профессия, которой обучают в университете. И чтобы получить необходимые знания и навыки, можно пойти двумя путями.
Бесплатные способы
Освоить азы профессии можно самостоятельно посредством изучения профильной литературы, онлайн-курсов, вебинаров и специализированных ресурсов в интернете. К тому же начать развиваться в этой отрасли вполне реально без предшествующего опыта работы. Многие компании готовы принимать на работу новичков, предоставляя им возможность изучать, что делает веб-аналитик, в реальных проектах. Распространенной практикой является объединение новичков с опытными специалистами в рабочие пары или команды. За счет этого джуны перенимают знания у коллег и получают практический опыт, работая над реальными задачами.
Платные способы
Тем, кто предпочитает структурированное обучение и готов вкладываться в свое образование, больше подойдут платные варианты.
- Курсы в IT-школах. Эти программы обычно длятся от 2 до 6 месяцев и включают как теоретические, так и практические занятия.
- Онлайн-курсы от украинских платформ. Они часто более доступны по цене, чем офлайн-программы, и позволяют учиться в удобном темпе.
- Индивидуальные занятия с менторами. Многие опытные веб-аналитики предлагают персональное обучение. Хотя это самый дорогой вариант, у него есть очевидные преимущества: индивидуальный подход к обучению и возможность работать над реальными проектами.
Стоимость обучения может варьироваться от нескольких тысяч до десятков тысяч гривен, в зависимости от продолжительности и интенсивности программы. Выбирая школу или ментора, важно учитывать репутацию, отзывы выпускников, возможности трудоустройства после окончания курсов.
Сколько получает веб-аналитик в Украине
Средняя заработная плата — 37 500 гривен. Но на эту сумму влияет много факторов, начиная от навыков специалистов и заканчивая самой компанией. Более подробную информацию вы получите, изучив предложения с вакансиями на Work.ua.
Как развиваться в IT и маркетинге
Обе сферы предлагают конкурентоспособные зарплаты, которые растут с опытом и навыками. Рассмотрим путь профессионального развития в этих двух сферах.
IT-сфера
Старт карьеры — должность младшего аналитика данных или бизнес-аналитика. На этом этапе специалист должен знать языки программирования (Python, R), уметь работать с базами данных (SQL) и инструментами визуализации. В его задачи входит:
- анализ пользовательского опыта;
- оптимизация процессов разработки;
- работа с большими объемами данных.
Специалист может развиваться в направлении data scientist, а также занять должность руководителя аналитического отдела.
Маркетинг
На старте специалист работает на должности младшего аналитика или ассистента в маркетинговом отделе. Он умеет работать в Google Analytics с большими объемами данных и знает основы статистики. В его обязанности входит сбор и анализ данных о поведении потребителей, эффективности рекламных кампаний, трендах рынка. Возможен карьерный рост до старшего аналитика, руководителя аналитического отдела или директора по маркетингу.
Отметим, что есть высокий спрос на специалистов в обеих областях, особенно на тех, кто способен работать на стыке маркетинга и IT. Такие эксперты занимаются разработкой рекомендаций для e-commerce, анализом пользовательского поведения для оптимизации продуктов и т. д.
Несколько полезных советов для web-аналитика
Подводя итоги, поделимся с вами рекомендациями, которые позволят активно развиваться в этой профессии.
Книги, которые стоит прочесть на старте карьеры
Изучить базовую терминологию поможет книга «Web Analуtics: An Hour a Daу», Авинаша Каушика. Прочитав ее, вы сможете понять, кто такой веб-аналитик, и освоить основы профессии за короткое время.
Более обширную информацию дает книга этого же автора «Web Analуtics 2.0». Она охватывает современные подходы и методы веб-аналитики, и подойдет тем, кто уже знаком с азами.
А специалистам, которые работают конкретно с Google Analytics, мы советуем прочесть книгу Брайана Клифтона «Advanced Web Metrics with Google Analуtics». Также мы рекомендуем выполнять практические задания. Это позволит применить полученные знания на практике и быть в курсе последних тенденций.
Книги для быстрого продвижения по карьерной лестнице
Первая книга — это практическое руководство Брента Дайкса «Web Analytics Action Hero: Using Analysis to Gain Insight and Optimize Your Business». Книга фокусируется на том, как превратить цифры в действенные стратегии, способные повысить эффективность компании. Автор рассказывает, как извлекать ценные инсайты из массивов информации и внедрять аналитические решения в бизнес-практику.
Еще одна полезная книга — «Complete Web Monitoring» от Алистера Кролла и Шона Пауэра. В ней рассказывается об измерении и анализе веб-присутствия. Авторы рассматривают широкий спектр метрик и инструментов, позволяющих оценить каждый аспект онлайн-деятельности.
Обе книги дополняют друг друга и помогут специалистам углубленно изучить веб-аналитику, а также научиться эффективно применять аналитические данные для принятия стратегических решений в бизнесе.
Сервисы, которые нужны в работе
Для сбора статистики, помимо Google Analуtics, используют следующие инструменты:
- SimilarWeb;
- Optimize.lу;
- Open Web Analуtics.
Для ведения баз данных нужно уметь работать с Excel, Google Sheets, MуSQL (опционально). А/B тестирование, как правило, выполняют в Visual Website Optimizer. А рендеринг данных — с помощью сервисов Power BI, Tableu, Google Data Studio. Для работы с тегами можно использовать инструмент Google Tag Manage.
Где искать работу
Ознакомиться с вакансиями и требованиями можно на сайте Work.ua, если вас интересует работа full-time. Также найти работу можно на фриланс-платформах или же в LinkedIn. В том случае, если вас интересует конкретная компания, есть смысл напрямую связаться с ее HR-мeнeджepoм.
Подведем итоги
Сегодня профессия веб-аналитика весьма востребована. В начале карьерного пути может быть непросто. Но по мере накопления опыта будет расти квалификация, и соответственно, заработная плата. А если надоест рутинная работа с цифрами, всегда можно перейти в более творческую сферу и стать, например, Digital-маркетологом или Project-менеджером.
Оставьте ваши контактные данные.
Будем рады обсудить ваш проект!