После перехода на страницу из поиска пользователь может сильно удивиться, если посмотрит на строку, куда только что вводил запрос. Хорошо, если там будет чпу URL, например, xolar.com.ua/product-category/paneli или florium.ua/ua/amaryllis. А если там «абракадабра» типа: website.com/wp-admin/post.php?post=75693? Сможет ли человек запомнить такую ссылку или хотя бы название сайта? Если он решит сохранить страницу в закладки, а там будут еще и другие, найдет ли он вашу через некоторое время? Вспомнит ли, что он искал несколько дней тому назад?
Страницы, которые имеют адрес, не привязанный к содержимому по смыслу, показывают более низкие показатели посещаемости. Чаще всего это происходит по той причине, что их адреса хуже воспринимают поисковые алгоритмы и, соответственно, ниже ранжируют в поиске. Когда разработчики используют названия адресов, которые понятны и человеку, и роботам, тогда растут шансы на более высокую позицию в поиске и повышение трафика на сайт, правда, при условии соблюдения других требований SEO.
ЧПУ-адреса: что это такое и зачем они нужны
Прежде чем настраивать адреса, которые будут понятны человеку и алгоритмам, давайте разберемся, ЧПУ ссылки — что это и почему они важны. Большинство CMS-систем автоматически присваивают страницам URL, состоящие из случайных символов, которые не имеют для пользователя никакой логической связи. Пример подобной ссылки:
Такие адреса ухудшают восприятие сайта и могут негативно влиять на позиции в поисковых системах. Чтобы устранить эту проблему, необходимо настроить ЧПУ адреса. Термин ЧПУ — «калька» из английской аббревиатуры SEF, что означает Search Engine Friendly URL. Т. е. это адрес, который легко воспринимается и людьми, и поисковыми роботами. Система таких адресов логично отражает структуру каталога веб-ресурса и показывает путь к странице. Среди требований — логичность и лаконичность.
Примеры хорошо оптимизированного URL, соответствующего этим требованиям:
Плюсы и минусы ЧПУ
Часто человекопонятный урл имеет большее значение для продвижения, чем мог бы подумать новичок в SEO. Такую систему полезно использовать по таким причинам:
- пользователям проще понимать структуру сайта, что облегчает поиск нужных страниц и разделов. В сочетании с «хлебными крошками» такие адреса помогут удержать человека на сайте;
- их легче запомнить, и при необходимости пользователи могут вернуться на сайт через некоторое время;
- если человек решит поделиться ссылкой в соцсетях или через мессенджер, то другим тоже будет понятно, о чем идет речь, если они увидят адрес такого типа:
- ЧПУ урл поможет организовать статьи по категориям и разделам с понятными именами, что упростит навигацию для посетителей;
- повышается возможность улучшить позиции сайта в поиске, и тогда не придется пользоваться спорными методами SEO.
И наконец, человекопонятный URL выглядит более эстетично, чем случайный набор символов.
Недостатки использования такой системы адресов связаны с небольшими техническими трудностями:
- процесс настройки таких адресов может потребовать времени, особенно если приходится вручную транслитерировать названия. Чтобы облегчить работу специалистов, рекомендуется использовать плагины;
- иногда отмечают, что ЧПУ могут немного увеличивать нагрузку на сервер, так как нужно будет преобразовать код в понятный текст. Однако можно обратить на это внимание при настройке, тогда можно избежать снижения скорости загрузки страниц;
- если сайт изначально не использует CMS, может потребоваться полная переработка структуры URL.
В итоге настройка ЧПУ для сайта может занять некоторое время и потребовать использования дополнительных инструментов, но усилия себя полностью оправдают.
Коротко о значении ЧПУ для SEO
Практика показывает, что грамотно настроенные ЧПУ адреса влияют на рост позиций страниц в поиске. Часто это происходит потому, что в название стараются включить ключевой запрос, который отражает содержание страницы.
Поисковые боты положительно реагируют на такую систему, поскольку ссылки ЧПУ показывают, что сайт ориентирован на пользователя, а не перегружен случайными комбинациями символов. Также напомним, что URL используется для формирования сниппетов, поэтому важно, чтобы он был читаемым и содержал ключи.
ЧПУ в СЕО желательно настраивать еще в процессе разработки сайта, перед его запуском. Если изменить их позже, это может привести к потере трафика, так как страницы нужно будет заново индексировать. Если требуется поменять URL, не забудьте настроить переадресацию со старого адреса на новый, чтобы не потерять посещаемость.
Так что смело включайте настройку ЧПУ страницы в чек-лист по SEO-продвижению сайта.
Настройка правильных ЧПУ
Решая задачу, как сделать ЧПУ, вы можете использовать специальные плагины, которые разработаны для WordPress и других популярных CMS-систем. Еще один способ — PHP-команды. Их можно настроить вручную или с помощью разработчика. В любом случае помните о требованиях к таким адресам: они должны быть простыми, краткими и отражать содержание страницы.
Оптимальная длина URL-адреса
Длинные URL создают неудобства для посетителей, поскольку их сложно запомнить и трудно использовать для навигации. Технические возможности позволяют провести индексацию страницы с длиной URL до 140 символов, но это может усложнить ранжирование и будет непонятным для пользователя:
Так что оптимальная длина семантического URL составляет 60–80 символов.
Если человекопонятный URL будет слишком длинным, пользователь может столкнуться с такими проблемами:
- при копировании адрес занимает много места;
- его трудно ввести вручную;
- адрес выходит за рамки видимого пространства в строке браузера.
Напомним, что удобство для пользователей — это одно из важных правил, которое влияет на улучшение поведенческих факторов и положительно сказывается на ранжировании.
Ключевые слова в URL
Чтобы до конца разобраться с тем, что такое ЧПУ в SEO, напомним о важности добавления ключевых запросов. Но при этом используйте только те слова, которые действительно показывают, о чем идет речь на странице, и не повторяйтесь, лучше пусть адрес будет короче.
Пример неудачного URL:
Для этого сайта лучше, чтобы URL выглядел так:
Такой URL краток, логичен и удобен для восприятия.
Ну, и такой повтор будет абсолютно неуместен:
Лучший разделитель — дефис или нижнее подчеркивание?
В рекомендациях указывается, что поисковые системы могут распознавать как дефисы, так и подчеркивания. Но согласно заявлению Мэтта Катса в 2011 году, Google может дополнительно трактовать подчеркивание как объединяющий символ. Так что все-таки лучше использовать дефис (-), поскольку он удобнее для пользователя и проще вводится с клавиатуры.
При создании URL избегайте служебных символов: кавычек, запятых и пробелов. Оптимальный ЧПУ должен включать знаки одного языка и допустимые разделители.
Какой должна быть структура URL сайта
Задачу, как настроить ЧПУ, следует начинать решать с того, чтобы принять единое системное решение о том, какой должна быть структура сайта в целом и как она будет отображаться в адресах.
Как известно, структура URL для интернет-магазинов может строиться по двум принципам — «дерева» или параллельному.
В первом варианте структура адреса будет иметь такой вид:
Главная / [категория] / [подкатегория 1] / [подкатегория 2]
Во втором — такой:
Главная / [категория]
Главная / [подкатегория 1]
Главная / [подкатегория 2]
Чувствительность к регистру в ЧПУ
То, как будет восприниматься регистр в адресе страницы, зависит от настроек сервера и операционной системы. В большинстве случаев ЧПУ ссылка со знаками разного регистра в Windows оценивается одинаково. Т. е. нет различия между /category и /Сategory. Однако это может вызывать проблемы с SEO, так как приводит к трудностям с дублирующимся контентом.
На Linux/Unix серверах URL чувствительны к регистру, что будет создавать сложности с навигацией для пользователей и с индексацией.
Для оптимизации SEO желательно придерживаться единого регистра для всех URL-адресов. Чаще всего рекомендуют использовать строчные буквы, так как это снижает вероятность ошибок и уменьшает риск дублирования страниц.
Нужны ли хэштеги в URL
Часть URL, следующая за символом решетки (#), не учитывается поисковыми алгоритмами, поэтому их можно использовать для улучшения навигации на сайте. Как правило, они применяются:
- для внутренних ссылок на содержимое статей. Так что пользователь может спокойно перемещаться по странице;
- в меню сайтов-одностраничников для быстрой навигации.
В остальных случаях рекомендуется ограничить использование символа «#».
Латиница, кириллица или транслитерация
То, какую систему знаков вы выберете для настройки URL-адресов своего сайта, зависит от аудитории и целей ресурса.
Латинские символы — это идеальный выбор для международной аудитории. Они поддерживаются браузерами и поисковиками по всему миру. К тому же латиница понятна для большого процента пользователей практически во всех странах. Эти символы совместимы с большинством систем управления доменами и протоколов. Все это подталкивает к решению, что ЧПУ в SEO лучше настроить с применением знаков латиницы.
Кириллица неплохо себя показывает в странах, где используется такой алфавит, потому что кириллические URL выглядят понятнее для людей. Но стоит помнить о том, что такие адреса могут привести к проблемам с отображением и кодировкой в некоторых браузерах.
Компромиссным вариантом является транслитерация. Используя латиницу, но не выполняя перевод понятий, а транслитерируя слова, вы сделаете адрес понятным и для пользователей и для поисковых алгоритмов.
Возможности CMS при настройке ЧПУ
Современные системы управления контентом (например, WordPress, Opencart, Joomla и другие) предоставляют удобные инструменты для генерации корректных URL, в том числе и возможность транслитерации. Это позволяет легко настраивать SEO ЧПУ. В WordPress доступен плагин Cyr-To-Lat для автоматической транслитерации.
Если сайт создан на самописной платформе, настройку ЧПУ придется делать вручную через PHP-скрипты.
Сервисы для транслитерации
Есть три способа выполнения транслитерации URL:
- вручную – подходит для небольших сайтов;
- автоматически – с помощью функционала CMS;
- через сервисы транслитерации. Автоматизировать процесс помогут такие инструменты, как Grafiati, Deltahost и другие.
Вместо заключения
Подводя итоги, хотим еще раз подчеркнуть, что в SEO мелочей не существует. Так что специалистам необходимо разбираться, что такое ЧПУ сайта, и уметь их корректно настраивать. Понятные URL легче запоминаются людьми и индексируются алгоритмами. Если у вас остались вопросы по той теме, обращайтесь к специалистам нашего агентства. Мы поможем решить все ваши проблемы с сайтом.
Оставьте ваши контактные данные.
Будем рады обсудить ваш проект!